Реклама легкая, как шелк: аспекты широкоформатной печати на тканях
Все мы регулярно встречаемся с рекламой на ткани. Казалось, она окружала нас всегда, будь то флаги с фирменной символикой, перетяжки-транспаранты или баннеры на текстиле в местах торговли. Правда, применение ткани в рекламных целях для многих заказчиков до сих пор остается роскошью, в отличие от баннерных материалов. Однако с развитием технологий и рынка печатных услуг популярность тканых носителей растет. В этом материале мы расскажем об аспектах создания рекламы большого формата на тканях и об областях ее применения.
Печатать на ткани можно в самых разнообразных целях, и реклама — лишь одна из сфер, эксплуатирующих данную технологию. Рекламные баннеры на ткани могут использоваться как на улице, так и в помещении. Причем если в наружной рекламе это в основном перетяжки и флаги, то в интерьерной спектр продукции намного шире: от оформления стен полотнами и картинами до жалюзи и скатертей с символикой компании. Декорирование становится отдельным направлением в рекламе. Данная технология используется в оформлении телевизионных студий, а также залов и клубов под рекламные акции самых разнообразных брендов. И, конечно же, важными сферами применения печати на ткани все чаще становятся оформление выставок и создание мобильных стендов, многие модели которых оптимизированы под такой носитель, как ткань.
Привлекательность рекламы на ткани напрямую связана со свойствами самого материала. Изображения на ткани выглядят яркими и живыми благодаря ее легкости; за счет своей сетчатой структуры ткань плавно развевается на ветру, обладает более низкой парусностью по сравнению с другими материалами для рекламы с более высокой плотностью. Последнее качество сыграло ключевую роль в столичном бизнесе перетяжек: их изготавливают только на прочных синтетических материалах. Ткань выглядит более натурально по сравнению с бумагой или винилом и естественнее вписывается в интерьер. Кроме того, на полиэфирной ткани, которая чаще всего используется в рекламе, помятости легче исправить, чем на бумажных носителях. Возможность стирки, глажки, а также удобство в транспортировке делают изображения на ткани более мобильными, позволяют использовать их многократно. И уж точно здесь не будет запаха сольвента, т. к. при нанесении рекламы на ткань используются специальные текстильные чернила.
Обзор и возможность технологий
Реклама на тканях получила широкое распространение с появлением цифровой печати. Несмотря на то, что печать буквально на всем с минимальным тиражом в одну штуку появилась достаточно давно, далеко не в каждом принтбюро смогут оказать услугу печати на ткани, к тому же даже в тех местах, где она предлагается, могут действовать ограничения. Хотя, по большому счету, возможности печати на ткани безграничны, главное найти фирму, производственные мощности которой позволят осуществить задуманное.
Наиболее распространенной на рекламном рынке является сублимационная печать — благодаря достойному качеству и скорости печати при относительно невысоких инвестициях в организацию производства. Сама сублимация — это технологический процесс, при котором происходит нанесение изображения на носители из полиэфира (полиэстера, лавсана), поэтому ключевым ограничением здесь является сам материал, который в идеале должен быть на 100 % синтетическим или же смесовым с высоким процентом содержания полиэстера. Отметим, что выбор синтетических тканей достаточно широк, предлагаются материалы просвечивающиеся и светонепроницаемые, текстурные и гладкие, блестящие и матовые. Изображения на них получаются настолько стойкими к выцветанию и истиранию, что испортить их может только физическое разрушение волокна или вмешательство вандального характера. Обеспечивается данная стойкость как раз технологией нанесения изображения, в процессе которой краситель при температуре +180 – 205 °С (в течение 1 мин.) фактически проникает внутрь полиэфирных волокон, что не требует дополнительного закрепления. Зато возникают еще два ограничения: ткань может быть только белой (или достаточно светлой) и выдерживать в случае смесовой структуры оказываемое термическое воздействие.
Последнее время распространение также получает способ прямой цифровой печати на ткани. Это более сложный с точки зрения технологии процесс, однако, он расширяет возможности печати. Стойкие к стирке и выцветанию полноцветные изображения наносятся на более широкий спектр материалов, в том числе на натуральные ткани: шелк, хлопок, лен и т. п. В силу высокой стоимости основное применение данная технология получила при работе с шелком — в элитной печати по материалам класса люкс. Благодаря возможности пробивать ткани (правда, не все, а только «легкие» ячеистые) красителями насквозь и получать практически идентичное изображение с обеих сторон можно создавать двусторонние изображения.
Еще один способ, применяемый для широкоформатной печати на ткани, — это шелкография (или трафаретная печать). Она актуальна в случае больших тиражей как по цене, так и по срокам изготовления, особенно если нет необходимости в полноцветной печати, так как стоимость заказа существенно зависит от количества цветов (параметр влияет на число изготавливаемых матриц или трафаретов). Неоспоримые достоинства технологии — возможность печатать по цветным материалам, в частности белым цветом, что не позволяют вышеуказанные технологии, и сквозная печать на тканях практически любой плотности. Шелкография, благодаря применению особых красок (металлизированных, флуоресцентных, перламутровых, светоотражающих и т. п.), позволяет достигать уникальных эффектов, но до сих пор в силу своей стоимости не подходит для больших форматов. Стоит отметить, что шелкотрафаретная печать получила большее распространение в смежной с рекламой области — сувенирке, а в наружной и интерьерной рекламе востребована лишь при заказах промышленных масштабов. Поэтому сосредоточим внимание на цифровых технологиях.
Качество и цветопередача
Как отмечалось выше, качество печати на тканях в целом не уступает традиционной цифровой печати по другим носителям. В частном случае конечный результат может зависеть от ряда факторов, начиная с качества исходного макета и заканчивая возможностями оборудования. Что касается требований к файлам для печати, то они мало чем отличаются от стандартных требований для широкоформатной печати на бумаге, будь то продукт для outdoor или интерьерного применения. Так, максимальное разрешение печати на тканях на сегодняшний день достигает 1440 dpi. Однако в силу того, что ткань представляет собой волокнистое плетение, очень мелкие детали (тонкие линии, своеобразные узоры, мельчайший шрифт) все же могут выглядеть не так четко, как на бумаге. Заметна данная разница лишь при печати в 1440 dpi, но при разрешении в 720, 540 или 360 dpi качество отображения всех деталей будет идентичным печати на бумаге. Фактурность ткани может и улучшить качество изображения. Исходные файлы заказчика не всегда соответствуют требуемому разрешению, и те огрехи, которые при печати на бумаге бросались бы в глаза, на ткани будут сглажены как раз за счет текстурных качеств материала.
Цветопередача при печати на тканях по своим возможностям ничем не отличается от печати по бумажным носителям. Печать, в том числе разрешение и цветопередачу на разных видах ткани, контролируют специальные текстильные RIP — растровые процессоры, и эта область развита на должном уровне. Однако, общаясь с печатниками, можно столкнуться с применением непривычных цветовых моделей. Как и в случае печати на традиционных носителях, более широкий цветовой охват и лучшую цветопередачу обеспечивает большее количество цветов. При сублимационной цифровой печати на тканях рекомендуется использовать не классическую шестицветную модель CMYK+LcLm, а набор CMYK+Orange(Red)+Blue. Это связано с ограничениями воспроизведения текстильными красителями ряда цветов, например, в комбинации CMYK+LcLm и тем более CMYK синий насыщенным не получится. Поэтому при печати на тканях применяется своя комбинация цветов и минимум шестицветная модель. Кстати, текстильный RIP позволяет распечатывать растровые изображения, заданные не только в CMYK, но и в цветовых пространствах Lab и RGB.
Стоит отметить, что на восприятие картинки большое влияние оказывают и свойства выбранной ткани. То есть одно и то же оцифрованное изображение (файл), напечатанное на разных материалах, по цветопередаче будет одинаковым, но выглядеть будет по-разному. Так, при печати на блестящей ткани, например атласной, цвет получается настолько насыщенным, что становится даже ярче заложенного пантонного. А если картинка печатается на матовом материале, то насыщенность цветов скрадывается. На цветопередачу также может оказывать влияние такая характеристика ткани, как белизна. Белый цвет может быть теплого оттенка или холодного, а также быть ослепительным или спокойным. С учетом всего этого в совокупности с остальными характеристиками ткани (ключевые — состав, плотность и механические свойства ткани) под разные задачи выбирается своя ткань.
Бумага, баннер или ткань?
В печатных кругах есть мнение, что в наружной рекламе печать на ткани постепенно вытесняет бумагу. Касается это самых разнообразных рекламоносителей: брандмауэров, сити-форматов и даже билбордов. Доводы очевидные: бумажный носитель на билборде вряд ли может сохранить свой товарный вид зимой хотя бы месяц, летом условия для бумажной рекламы не более щадящие — ветер, дождь, солнце и т. д. Ткань, конечно, тоже не вечна, но уж точно прочнее бумаги. В самую соленую, снежную, мокрую, морозную зиму, при самых неблагоприятных условиях, тканевый билборд провисит минимум месяц. За этот период он не выгорит, не покоробится и не порвется. Сейчас уже разрабатываются специальные рамы под билборды для крепления именно тканевой основы с зажимами по периметру.
В некотором роде печать на ткани противопоставляется сольвентной печати на ПВХ-баннере из-за ряда преимуществ: баннер тяжелее ткани, при возможной большей прочности обладает более высокой парусностью, на морозе «дубеет», а ПВХ, из которого он сделан, токсичен. Ни для кого не секрет, что в Европе благодаря государственной политике, отголоски которой ощущаются и в нашей стране, на смену ПВХ-баннерам и сольвентной печати приходят технологии, менее вредные для окружающей среды. Про перетяжки в Москве уже говорилось; одновременно с этим существует запрет по размещению баннеров над дорогами и входами в крупные торговые центры, поэтому все больше пространства в местах продаж завоевывают ткани и бумага.
Еще одна особенность ткани, которая, к сожалению, в рекламе редко учитывается — свобода в создании форм и объема. Традиционно создание рекламы, будь то перетяжка, брандмауэр или мобильный стенд, отображается на плоскости. Возможности создания трехмерного изображения рассматриваются нечасто. А ведь только за счет фактуры материала само изображение получается более глубоким и объемным. Так, за счет большей натянутости или, наоборот, свисания можно придумать самые разнообразные решения. Самый богатый полет мысли в этом направлении может быть в indoor-оформлении. В торговом зале с помощью ткани можно сделать потолок, который будет колыхаться за счет воздушной пушки. Если напечатать еще и соответствующее изображение, он будет выглядеть, как небо. Если пофантазировать, отобразить с помощью печати на ткани можно практически все. Так что всю баннерную или бумажную рекламу поменять на ткань — выйдет легче, практичнее, красивее и лишь немного дороже. На самом деле последний ценовой аспект – дань моде и новизне, так как себестоимость такой рекламы ниже, чем при других видах печати.
Екатерина Бобкова