Метод нанесения выбирается в зависимости от опыта изготовителя, размеров и сложности виниловой графики.
Какая бы техника ни была выбрана, поверхность основы должна быть соответствующим образом подготовлена. Удаление всех механических и химических загрязнений является залогом долгосрочного и надежного приклеивания. Пыль затрудняет адгезию, крупные частицы, попавшие под пленку, могут быть очень заметными и могут испортить внешний вид аппликации. Наличие мусора провоцирует образование пузырей, радиально расходящихся складок, отклеивание пленки и ее разрывы. Следы растворителей, производственных смазок, возможно присутствующие воск и жир становятся не только причиной слабого приклеивания, но и вызывают химические реакции, разрушающие клей и деформирующие пленочный материал.
Для очищения слабо загрязненных основ используется неворсистая ткань, замша или салфетки, смоченные в водном растворе нейтрального средства для мытья посуды. Производить обработку обычным мылом или средствами гигиены не следует: мыло и шампуни могут содержать щелочи или жиры, негативно влияющие на качество и долговечность приклеивания. Ткань, которой производится обработка, должна увлажняться умеренно, в противном случае грязь будет только переноситься с места на место. После очищения поверхность необходимо тщательно вытереть, не допуская самопроизвольного высыхания очищающего средства. Завершить операцию можно изопропиловым спиртом, также вытирая поверхность насухо. Этот способ может использоваться в большинстве случаев, но обработку спиртом следует производить только с учетом особенностей материала-основы (акриловое стекло и спирт, например, – недопустимая комбинация).
Сухой метод предпочтителен при небольшом размере виниловой графики, когда нетрудно избежать дефектов. К этой технологии также целесообразно прибегать при работе на криволинейных поверхностях и угловых участках, где важна надежная фиксация пленки на основе на протяжении всей операции приклеивания.
После нанесения аппликационной пленки графика готова к переносу на рабочую поверхность. Сухой метод предусматривает как полное отделение подложки перед аппликацией (подложка удаляется с пленки, а не пленка с подложки!), так и частичное на начальной стадии. Во втором случае подложка отделяется от пленки настолько, чтобы обеспечить аккуратную и надежную начальную фиксацию. Отделение удобнее производить с того края графики, который имеет наименьшие линейные размеры или с любого верхнего угла (если графика имеет большую площадь). Далее подложка постепенно вытягивается из-под пленки по мере наклеивания виниловой пленки на поверхность. Процесс нанесения осуществляется ракелем. Завершить аппликацию можно прокаткой наклеенного изображения мягким резиновым валиком, уделяя особое внимание краям.
Мокрый метод
Техника мокрого наклеивания может быть рекомендована тем, у кого нет большого опыта. Но иногда этим способом рекомендуется воспользоваться и профессионалам. К таким случаям относятся:
– большие по площади фрагменты пленки;
– наэлектризованные и горячие основы;
– отсутствие аппликационной пленки;
– изготовление сложной многоцветной графики с максимальной точностью позиционирования;
– аппликация транслюцентных и витражных пленок;
– робота на улице в ветреную погоду.
Мокрый метод, в отличие от сухого, заключается в наклеивании пленки на влажную основу. Это удобно тем, что отсутствие прочного контакта пленки с поверхностью позволяет легко исправлять производственные погрешности. Для удаления образовавшихся пузырей и складок, компенсации смещений текста достаточно приподнять пленку с основы и нанести ее заново.
Смачивание рабочей поверхности и/или пленки со стороны клеевого слоя производится равномерным разбрызгиванием жидкости из пульверизатора, сопло которого установлено в режим «туман». Если в работе не используется аппликационный материал, для предотвращения механических повреждений незащищенной поверхности лицевую сторону виниловой пленки также следует смочить.
Излишнее обводнение нежелательно, так как оно может затруднить фиксацию пленки и продлить время окончательного приклеивания. Достаточно ничтожного количества жидкости, чтобы начальная адгезия была снижена. Для увлажнения используется раствор средства для мытья посуды в теплой воде в приблизительной пропорции: 10 мл средства на 1 л воды. Учитывая свойство литых пленок растягиваться, при работе с ними лучше применять резиновый валик вместо ракеля и холодную воду, которая, понизив эластичность материала, исключит риск размерных искажений.
При мокром методе подложка удаляется полностью. Клеевой слой смачивается постепенно в процессе ее отделения. Виниловая пленка, оставшаяся на аппликационном материале, должна плотно к нему прилегать. Если мыльный раствор попадает между ними, качественно осуществить аппликацию трудно из-за отделения аппликационной пленки (бумаги) от винила, их неравномерного скольжения относительно основы, в результате чего меняются межсимвольные расстояния.
Работа инструментом при мокром методе должна производится от центра графики к краям: таким образом раствор равномерно выдавливается из-под пленки по всей площади (оставшаяся влага окончательно испарится через паропроницаемый винил через 48 часов). Аппликационный материал следует удалять спустя 15 – 20 минут после завершения наклеивания, а через сутки повторно прокатать пленку валиком.
Температура наклеивания
Пленочную аппликацию можно производить в достаточно широком диапазоне положительных температур (+4…30 °С). Индивидуальные рекомендации указываются в технической документации каждого производителя. Для наилучших результатов необходимо, чтобы температура пленки и основы была приблизительно одинаковой.
Нанесение пленки не всегда производится в благоприятных условиях. Если пленка слишком нагрелась, ее необходимо охладить водой, спиртовым раствором или использовать мокрый метод нанесения. Как только пленка остыла необходимо как можно быстрее нанести ее на поверхность, не допуская повторного нагрева. На солнце все-таки производить работы не рекомендуется. Лучше натянуть тент или постараться выполнить аппликацию в помещении. При работе в уличных условиях холодные поверхности, наоборот, лучше держать на открытом месте. В холодное время года основу и пленку необходимо в процессе аппликации подвергать принудительному нагреву. Выполнять одновременно несколько операций одному человеку не под силу, поэтому такие внешние условия требуют участия нескольких человек.
В течение 24 часов после нанесения пленки лучше не подвергать аппликацию резким колебаниям температур. Если избежать этого не удается, следует дополнительно обработать графику феном.
Правила пользования феном
Осуществлять нагрев необходимо, постоянно перемещая фен по поверхности, не задерживаясь подолгу на одном месте. Держать фен следует на достаточном расстоянии, чтобы пленка излишне не нагревалась. Перегрев может привести к оплавлению, чернению или привариванию пленки к поверхности.
Для работы в помещении с постоянной комнатной температурой никаких особых предупреждений нет.
Поверхности-основы
Стойкость пленки во многом зависит от основы, на которую она наклеивается. Низкая степень приклеивания, самопроизвольное отделение пленки, ее значительная усадка в короткие сроки, пузыри на поверхности – все это чаще всего связано не с пленкой, а с неподходящей основой или использованием агрессивного очистителя. Некоторые основы при любой обработке не подходят для пленочной аппликации из-за химической или физической несовместимости с виниловой пленкой. Примером могут служить ржавые поверхности, ворсистые ткани, неокрашенное дерево, фанера, ДСП, асбестовые плиты и свежеокрашенные поверхности.
Пленки лучше всего приклеиваются к гладким сухим поверхностям без загрязнений и не склонным к набуханию. Большинство материалов может использоваться в комбинации с ПВХ-пленками, но несколько исключений требуют предосторожностей. С особым вниманием необходимо отнестись к следующим материалам:
– ПВХ баннеру;
– необработанным полиолефинам (полиэтилену и полипропилену);
– поверхностям с выпотеванием конденсата (акриловому стеклу, поликарбонату);
– материалам, склонным выделять газы (полистиролу, стекловолокну, окрашенным и лакированным изделиям);
– поверхностям, состоящим из разных соединенных встык материалов.
В условиях, когда на рынке появляется все больше и больше разнообразных пластиков, лаков, красок и других покрывных средств, предварительное тестирование на совместимость, несомненно, будет оправдано. Ускорить испытание можно нагреванием опытного образца до температуры 60 – 70 °С в течение 24 часов. При полной совместимости основы и пленки никаких изменений наблюдаться не будет, любой проявившийся дефект станет показателем негативного воздействия основы на пленку.
Еще раз напомним, что каландрированные пленки могут быть нанесены только на ровные поверхности. Даже минимальный изгиб или «волна» поверхности через короткое время вызовут отклеивание пленки на криволинейном участке. Литые пленки требуют внимания в тех случаях, когда графика перекрывает две плоскости с нестабильным соединением. Их движение друг относительно друга неизбежно приведет к разрывам даже литой пленки. Предотвратить деформацию можно разрезанием изображения в месте соединения таким образом, чтобы на обеих плоскостях были размещены независимые участки графики.
Возможные эксплуатационные трудности
Проблема |
Возможная причина | Предотвращение |
При многослойной графике пленки, наклеенные одна на другую, дают значительную усадку. Поверхность графики со временем коробится. | Комбинация разных серий пленок, размещение полимерной пленки на мономерной или наоборот. Клеевой слой верхней пленки вызывает усиленную миграцию пластификатора из нижней. Изменение качеств происходит у обеих пленок. | При производстве многослойной или многоцветной секционной графики необходимо использовать пленки с аналогичными характеристиками винила и клея. Лучшее решение – пленки одного производителя и одной серии. |
Загрязнение контуров графики. | Естественная усадка каландрированных пленок, которая при неблагоприятных условиях проявляется достаточно скоро. Загрязнение обусловлено наличием остатков клея на основе. | При интенсивном солнечном облучении, резких температурных перепадах, химическом загрязнении окружающей среды, наклонном положении знака необходимо выбирать полимерную пленку с большим сроком службы. |
Оголение основы в местах стыков. | Естественная или спровоцированная усадка. При длительной эксплуатации и значительном превышении предполагаемых сроков службы каландрированных пленок это является нормальным явлением. | Увеличить ширину нахлеста. При соединении встык использовать литые пленки. Обновить старый знак. |
Эффект апельсиновой корки на поверхности. | Миграция пластификатора. Очищение основы неподходящим средством. | Перед очищением необходимо убедиться в совместимости очистителя как с материалом основы, так и с пленкой. |
Пятна на пленке. | Пленка слишком натянута или неравномерно нагревалась в процессе нанесения. | После нанесения подвергнуть всю поверхность пленки равномерному нагреванию. |
Разрывы пленки. | Пленка нанесена на основу с очень высокой степенью линейных деформаций. Поверхность под пленкой подвержена коррозии или сильно загрязнена. | Не использовать низкокачественный синтетический материал и фанеру, интенсивно впитывающую влагу. Корродирующие металлы – неподходящая основа для аппликации. |
Пленка не приклеивается к поверхности. | Возможно обработка производилась средством, содержащим вещества, затрудняющие приклеивание (силикон, воск, жир). Пары лака, если им обработана поверхность, или краски ухудшают адгезионные качества клея. | Повторно обработать поверхность основы специальным очистителем. Перед аппликацией дождаться полного высыхания (в среднем две недели) лака или краски и соответствующим образом очистить поверхность. |
При удалении графики, удаляется краска, портится поверхность или расслаивается композитная или ламинированная основа. | Некачественное вторичное покрытие или грубое удаление пленки. | Необходимо применять специальные средства удаления пленки, аккуратно пользоваться инструментом, а в некоторых случаях .прибегать к нагреву пленки. |
Татьяна Дементьева